Вячеслав Бутусов Илья Кормильцев
Альберт Потапкин Игорь "Гога" Копылов
Алексей Могилевский
Николай Петров Александр
Пономарев Александр "Полковник" Гноевых
Вячеслав
Бутусов
Основатель группы, автор музыки, части текстов, вокал, гитара. Родился
15 октября 1961 года в поселке Бугач Красноярского края. В силу специфики
отцовской профессии семья часто переезжала с места на место. До девятого класса
Слава Бутусов жил и учился в разных сибирских городах – Красноярске, Сургуте,
Ханты-Мансийске. В девятом классе впервые приехал в Свердловск.
В это время
он уже увлекался музыкой – "слушал все подряд, что перепадало... в основном
радио, и "Юность", и "Голос"... В седьмом классе отец купил мне магнитофон...
какую ерунду я только не писал! Но больше остальных нравился "Led Zeppelin".
В 1978 году Слава поступает в Свердловский
архитектурный институт и осенью знакомится с другим первокурсником – Димой
Умецким. У Славы оказался хороший голос, у Димы – хороший английский и много
дефицитных пластинок. Они играли, что знали, и что могли
подобрать. Предпочтение отдавали "Лед Зеппелин", "Криденс Уотер Ривайвал",
из отечественного рока – Константину Никольскому и "Воскресенью", "Машине
времени". Свои песни были написаны ближе к выпуску, когда в 1983 году при помощи
Александра Пантыкина появился первый эпический и беспомощный альбом "Переезд".
Тогда же, в феврале 1983 года состоялось знакомство с Ильей Кормильцевым, однако
рождение тандема "Бутусов – Кормильцев" происходит только в 1985 году при записи
альбома "Невидимка".
Несмотря на
всепоглощающее увлечение музыкой, институт был закончен. Началась работа по
специальности – архитектором в проектном институте. Вячеслав Бутусов
проектировал свердловское метро.
Жизнь
дальше пошла бы совсем беспросветная и рутинная - каждое утро на работу, вечером
с работы, – если бы не свободное время, которое Умецкий и Бутусов проводили в
Свердловском рок-клубе. Весной 1985 года записыв ается альбом "Невидимка", в
августе 1986 – "Разлука", которой было суждено вскоре прогреметь на всю страну.
После "Разлуки" стало ясно: в музыку нельзя больше "бежать", ее надо делать
профессией. Итак, заявления об уходе с работы по собственному желанию были
написаны, выбор сделан, жребий брошен.
А уже в 1987
году начинается бум вокруг "Разлуки", и вскоре "наутилусомания" охватывает всю
страну. После двух лет беспрерывного гастрольного марафона (1987-1988), 10
ноября Вячеслав Бутусов официально "распускает" группу, решив возобновить
сотрудничество с Умецким, покинувшим "Nautilus Pompilius" в феврале 1988 года. В
течение 1989 года идет работа над проектом фильма "Человек без имени",
записывается саундтрек, после чего "отцы-основатели" "НАУ" во второй раз
прекращают сотрудничество. Все это время Бутусов живет между Москвой и
Петербургом.
В
течение 1990 года Вячеслав Бутусов собирает новый состав "Наутилуса", начинает
гастрольную деятельность. Выходит новый альбом "Родившийся в эту ночь". В 1991
году Бутусов женится во второй раз на Анжелике Эстоевой и переезжает в северную
столицу. У него появляется вторая дочь – Ксения, родившаяся 31 июля 1991 года –
в один день со своей старшей сестрой Анной с интервалом в 11 лет.
В
"петербургский" период Бутусовым создаются песни, вошедшие в альбомы "Чужая
Земля" (1992), "Титаник" (1994) и "Крылья" (1995).
После
окончательного распада “Наутилуса” в 1997 г. надолго уходит со
сцены. Но в 2001 году создает группу “Ю-Питер” и не забывает про сольную
карьеру. Правда сам говорит, что это “только для пополнения семейного бюджета”.
Не так давно у него родилась еще одна дочка: Софья.
Илья Кормильцев
Один из
старейших членов “НАУ”,
автор большей части текстов, активно участвовал также в продюссировании
коллектива. Родился 26 сентября 1959 года в Свердловске. В Свердловске Илья
закончил хорошую английскую спецшколу и в 1976 году поступил на химфак
Петербургского университета. В том же 1976 году тогда еще никому не известный Борис
Гребенщиков заканчивает этот же университет по специальности "прикладная
математика" и поступает в аспирантуру. Два будущих поэта ходят по одним
коридорам, не будучи еще знакомы – хотя их имена окажутся рядом через десять
лет.
Петербургский период в жизни Ильи Кормильцева быстро подошел к концу – почти
сразу он начинает скучать по родному городу и уже на втором курсе переводится на
химфак Уральского университета, который благополучно заканчивает в 1981 году. Дома
в Свердловске Илья общается с интеллектуальной и творческой элитой –
музыкантами, учеными, литераторами, такими как Александр Коротич,
Леонид Порохня, Александр Пантыкин. С именем Пантыкина
связаны первые опыты Ильи Кормильцева в рок-поэзии – впервые его стихи
прозвучали со сцены в исполнении легендарной группы "Урфин Джюс". Кроме "УД"
тексты Кормильцева использовали Настя Полева и "Группа Егора
Белкина".
В 1983 году Свердловский обком ВЛКСМ устраивает
большой семинар для "деятелей молодежной культуры" Свердловска, пригласив
участвовать в нем всех сколько-нибудь известных нонконформистов. Там Александр
Пантыкин познакомил Кормильцева с Бутусовым и Умецким
.
Знакомство к 1985 году превращается в постоянное сотрудничество, начавшееся во
время записи альбома "Невидимка". Так начался новый этап в истории группы
"Nautilus Pompilius".
В середине
восьмидесятых Кормильцев становится видной фигурой в свердловских музыкальных и
около музыкальных кругах. Он много ездит по Уралу и Сибири, общается с
музыкантами из разных городов, вместе с Граховым,
Калужским,
Пантыкиным и другими "патриархами"
участвует в создании Свердловского рок-клуба, пишет в самиздатовском
"Свердловском рок-обозрении". С 1986 года все больше и больше времени он
начинает отдавать "Наутилусу", начинавшему свой звездный разбег – помимо
создания текстов, помогает в организационных вопросах, влияет на политику
НАУ.
После
распада "звездного состава" НП в 1988 году пути Кормильцева и Бутусова на
некоторое время расходятся. Последний пытается возобновить сотрудничество с
Дмитрием Умецким, а Кормильцев, по его собственному выражению, "увлекается
делами, более интересными, чем писание песен".
С 1990
года Илья Кормильцев принимает участие в издании нового свердловского
интеллектуального издания – журнала "МИКС", который через какое-то время
прекратил существование. В 1990 году выходит сборник стихов Кормильцева
"Скованные одной цепью" с рисунками Вячеслава Бутусова. Эта книга сразу же стала
библиографической редкостью.
В конце
1992 года возобновляется активное сотрудничество с "Наутилусом". Кормильцев
переезжает в Москву, включается в качестве продюсера в работу над проектом
"Наутилуса" "Отчет за 10 лет" (сборник ковер-версий хитов "НАУ"), начинает
ездить с группой по стране.
Илья
Кормильцев – самый эрудированный член коллектива: нет такой темы, в которой он
бы не разбирался – от химии до космических технологий. Как любой великий русский
поэт, эмоционален, раним и неуравновешен. Всю жизнь стремится скрыться на
необитаемом острове и там писать стихи.
Альберт Потапкин
Барабанщик "Наутилуса". Родился 23 января 1968 г. в
городе Артемовске Свердловской области. Потомственный музыкант. Окончил
музыкальное училище им. Чайковского в Свердловске. Прошел суровую школу
профессионализма еще в 1984 г., когда был вынужден работать в ресторане по
ночам, а днем ходить на занятия в училище. Тогда же в 1984-1986 гг. выступал и
записывался со свердловской командой "Флаг". Дебютировал в "звездном составе"
группы "Nautilus Pompilius" в 1986 г. на Первом рок-фестивале в САИ. Начавшаяся
в 1987 г. бурная гастрольная жизнь "НАУ" привела к тому, что Алик Потапкин
пожертвовал процедурой защиты диплома ради концертов в Талине в июне 1987 г. В
конце лета этого года Потапкина призывают в армию, и "НАУ", лишившись живых
ударных, некоторое время выступает с драм-машиной – записью потапкинских
барабанов.
С армией ему
очень повезло – 1987-1989 гг. были важным этапом в его профессиональной
биографии, так как он попал в один из лучших военных оркестров страны – оркестр
МВД. За два года службы Потапкин переиграл огромный и разнообразный репертуар –
от советских песен до оперной классики, поскольку приходилось выступать даже в
Пермском оперном театре с симфоническим оркестром, осваивая литавры,
треугольники, гонги и прочий "классический набор" ударных.
По возвращении из армии
в конце 1989 г. Алика Потапкина приглашают к старым
знакомым – в группу "Агата Кристи", где он работал до осени 1990 г. Однако
музыка "Агаты" никогда не была ему близка, и поэтому, несмотря на прекрасные
отношения с братьями Самойловыми (которые сохраняются до сих пор), Потапкин
уходит из группы. После четырехмесячного "технического перерыва",
сопровождавшегося сильнейшей депрессией, безденежьем и полным отсутствием
перспектив, Алик получил приглашение от В. Бутусова вернуться в "Наутилус". Предложение было
неожиданным – из группы тогда ушел Джавад, под угрозой срыва были гастроли и поездка в Японию. Алик
Потапкин совершает почти невозможное – за несколько дней осваивает весь новый
репертуар (22 композиции!) и 8 марта 1991 г. повторно дебютирует в составе "НАУ"
на концерте в Перми. Этот огромный гастрольный тур (14 концертов в городах
Сибири) Алик отыграл так, словно и не расставался с "Наутилусом".
В
настоящее время проживает в Санкт-Петербурге, женат, имеет дочь. Кроме музыки
ничем всерьез не увлекается, любимое занятие – упражнение в искусстве
аранжировки, которое сам Потапкин считает высшей формой творческого
самовыражения. Как барабанщик, существует в жестком ритме не только на сцене, но
и в жизни. Владеет неистощимым запасом историй из музыкальной и армейской
жизни.
Игорь "Гога" Копылов
Бас-гитарист, играл в "Nautilus Pompilius" с 1990 г.
Родился 20 июля 1962 года. Женат, проживает в Санкт-
Петербурге. Единственный в группе коренной
санкт-петербуржец. Окончил Петербургский институт текстильной и легкой промышленности по
творческой специальности (модельер изделий из кожи). В институте начал играть в
студенческой команде на гитаре и там же познакомился с Михаилом Борзыкиным,
Александром Беляевым и Игорем Петровым – музыкантами группы "Телевизор". В
"Телевизоре" Игорь Копылов оказался в 1984 г. Именно тогда ему вручили
бас-гитару – в этом составе оказалось достаточно гитаристов, а басиста не было.
В 1986 г. он переходит в группу "Кофе", а в 1988-ом оказывается в "Петле
Нестерова" – андерграундной питерской команде, в которой они минимальным
составом из трех человек играли жесткую гитарную музыку. В 1990 году
В. Бутусов
приглашает его в новый состав "Наутилуса", где Гога Копылов и пребывает до
окончательного распада группы.
Гога –
представитель питерских анархических группировок. Превыше всего в жизни ценит
свободу от чего бы то ни было.
Алексей Могилевский
Один из
старейших членов группы, клавиши, саксофон, бэк-вокал. Родился 7 февраля 1961
года в Свердловске. Профессиональный музыкант, окончил Свердловское музыкальное
училище им. Чайковского. В начале восьмидесятых играл как "сессионный музыкант"
в разных свердловских рок-группах – "Настя", "Флаг", "Группа Егора Белкина",
занимался собственными студийными проектами. Вошел в состав "Наутилуса" в июне
1986 года. Его первое совместное выступление с "Nautilus Pompilius" состоялось
на Первом фестивале Свердловского рок-клуба. Помимо исполнительской
деятельности, в составе “НАУ” он
очень успешно выступал как аранжировщик- профессионал, отличался
самостоятельными взглядами и оригинальным творческим подходом. Могилевский
довольно ощутимо влиял на политику “НАУ”, по его предложению
происходили некоторые изменения и дополнения в составе группы.
После
роспуска Вячеславом Бутусовым "звездного состава" "Наутилуса" в ноябре 1988 года
Алексей Могилевский
начинает более активно заниматься собственным проектом,
работу над которым он не прекращал, даже когда был плотно занят в "Nautilus
Pompilius". Его группа, имеющая, пожалуй, самое длинное название среди всех
советских рок-команд – "Ассоциация Содействия Возвращению Заблудшей Молодежи на
Стезю Добродетели", или, коротко, "Ассоциация" начинает приобретать известность.
В 1989 году в "Ассоциации" оказались клавишник Виктор Комаров ("Пифа"), игравший
в "Наутилусе" с 1985 года, ударник Виктор Назимов, пришедший в "Наутилус" осенью
1987, бас-гитарист Вадим Шавкунов (экс-"Настя") и будущий гитарист "Наутилуса"
Николай Петров.
Плодом
стараний Алексея Могилевского наставить заблудшую молодежь на путь истинный
стали шесть альбомов группы "Ассоциация": "Угол" (1986), "Команда 33" (1987),
"Калейдоскопия" (1988), "Клетка для маленьких" (1989), "Сторона" (1990),
"Щелкунчик" (1991). В 1989 году состоялся довольно успешный дебют группы в
Москве на Малой спортивной арене на концертах "Звуковой дорожки" "МК".
В 1993
году Могилевский принял участие в проекте "Nautilus Pompilius": Отчет за 10
лет", предложив ковер-версии "Я хочу быть с тобой" и "Так просто быть", участвуя
в юбилейных концертах "Наутилуса". После записи альбома "Титаник"
в 1994 году Могилевский принимает приглашение вернуться в состав "НАУ",
приступает к репетициям программы "Титаник". По его рекомендации в "Наутилусе"
появляется новый гитарист – Николай Петров, соратник Могилевского по
"Ассоциации".
В
настоящее время проживает в Екатеринбурге. Женат, имеет сына от первого брака. В
группе Алексей Могилевский был неукротимым генератором идей. Обладает огромной,
хотя и не всегда целенаправленной энергией. Музыкант от мозга до костей, ни с
чем кроме музыки свою жизнь не связывает.
Николай Петров
Лидер-гитарист группы "Nautilus Pompilius" с лета 1994 г., самый
молодой (не по возрасту, а по стажу) из участников группы. Родился 24 октября
1960 г. Окончил музыкальное училище им. Чайковского, где учился вместе с
Алексеем Могилевским. Студенческая дружба логически привела их к творческому
сотрудничеству – созданию проекта "Ассоциация" (полное название
– "Ассоциация Содействия Возвращения Заблудшей Молодежи на Стезю
Добродетели", позаимствованное А. Могилевским из Г. Уэллса). Николай
Петров – бессменный участник "Ассоциации" во всех ее видах, начиная с 1985
г. Он исполнял гитарные, вокальные партии, а также занимался аранжировкой.
После
окончания училища был преподавателем по классу акустической гитары в музыкальной
школе г. Первоуральска и одновременно зарабатывал нелегкий хлеб "ресторанного
музыканта" – у него 9-летний стаж работы в одном из первоуральских
ресторанов. В 1989 году Коля Петров увольняется из музыкальной школы, устав от
жесткого расписания, стандартного педагогического репертуара, учебных планов. Он
начинает работать в кружке одного из домов культуры, что обеспечивало большую
свободу маневра, и позволило более плотно заняться собственным творчеством.
После распада "звездного состава" "Наутилуса" Н.
Петров и А.
Могилевский начинают более активно
заниматься "Ассоциацией" – прилагать некоторые усилия для раскрутки своего
проекта, становятся известны в Петербурге и Москве, дебютируют на фестивале в
Лужниках. В 1989-1991 гг. выходят три альбома "Ассоциации". В начале 90-х Коля
Петров работает вместе с А. Пантыкиным, над неким
совместным свердловско-американским музыкальным проектом, играет с "Апрельским
маршем".
В 1994 году А.
Могилевский, вернувшийся "в объятия родного моллюска", предлагает своего
старого соратника по "Ассоциации" на должность наутилусовского лидер-гитариста.
После записи "Титаника" Могилевский дал Коле Петрову послушать альбом и
предложил поработать с гитарными партиями Потапкина и Самойлова. Сначала Петров
не отнесся всерьез к предложению Могилевского, предполагая, что найдутся другие
кандидаты на это место. Однако вскоре из "НАУ" окончательно ушел Самойлов, и
Коле пришлось по дороге на гастроли в Киев срочным порядком разучивать партии.
Он делал это в поезде, сидя в наушниках и потихоньку репетируя на гитаре.
Концерты в Киеве он отыграл успешно – и так в "Наутилусе" появился новый
лидер-гитарист, который остался до конца.
В
настоящее время проживает в Первоуральске. Женат, есть сын. В родном городе
считается национальным героем.
Александр Пономарев
Директор
группы "Nautilus Pompilius". Его карьера в шоу-бизнесе началась в 1985 г., когда
состоялось его
знакомство с группой
"Зодиак" и Ю.
Лозой. В 1985-1990 г.г. А.
Пономарев занимался организацией
концертов многих известных групп – "Зодчие", "СВ", "Шанхай" и др. С осени
1990 г. его приглашают на должность коммерческого директора группы "Браво".
Сотрудничество его с "НАУ" началось во время презентации альбома "Титаник" летом
1994 г., а с начала 1995г. он стал директором "Nautilus
Pompilius".
Александр
Пономарев – честнейший и порядочнейший человек, пытающийся (иногда не без
ущерба для себя) культивировать в джунглях российского шоу-бизнеса
цивилизованные методы: верность слову, умение выполнять свои обещания, привычку
оплачивать выполненную работу и прочее. Помимо деловых качеств, прекрасных
административных и организационных способностей обладает артистическим чутьем и
эстетическим вкусом – ценит изящные вещи, женскую красоту и хорошую кухню.
Меломан и большой поклонник "Роллинг Стоунз".
Александр "Полковник" Гноевых
Родился 23 октября 1957 года в Петропавловске. Окончил Уральский
политехнический институт. Женат, имеет дочь. Старейший член коллектива,
работающий с "Nautilus Pompilius" на протяжении многих лет. При участии
Полковника были записаны все альбомы "НАУ" начиная с 1991 г.
Полковник – ветеран рок-н-ролла, начинавший работать еще в начале 80-х годов с
группой "Трек" и Александром Пантыкиным. Легендарный звукооператор, который
безуспешно пытается добиться от фирменной высококлассной аппаратуры последних
разработок того же качества звучания, которого ему некогда удавалось добиваться
от магнитофона "Днепр".
Обладает
настолько респектабельной внешностью, что, находясь в составе рок-группы,
кажется неестественным добавлением к ней. Полковник – серьезный и
положительный человек, что совершенно не соответствует имиджу рок-музыканта.
Поэтому Полковник всегда оказывается объектом пристального внимания полиции всех
стран, которые посещает группа "Nautilus Pompilius": его, судя по всему,
постоянно принимают либо за агента спецслужб, либо за торговца наркотиками и
иногда даже пытаются арестовать. Полковник – это сосредоточие здравого
смысла, он играет роль тормоза коллектива, останавливая его на слишком крутых
поворотах.
Сайт управляется системой
uCoz