История
1978-1984 гг.
1985 г.
1986 г.
1987
г.
1988 г.
1989 г.
1990
г.
1991 г.
1992
г.
1993 г.
1994
г.
1995 г.
1996
г.
1997 г.
2001
г.
Сверхновая "Nautilus Pompilius" взорвалась в 1987 году. В 1988 "НАУ
" уже гремел по всей стране, строчки хит-парадов пестрели сплошным "Наутилусом", группе прочили большое будущее, большие деньги и т.д., и т.п. В году 89-ом в нарушение всех пророчеств "Наутилус" стал загадкой года, ни концертов, ни записей, ни даже слухов о нем раздобыть было практически невозможно. Еще через год Вячеслав Бутусов опять появился на музыкальном небосклоне, повзрослевший, новый, с новыми песнями, с другими песнями. С другими музыкантами.Как все начиналось
…А начиналось все в 1978, когда в Свердловский Архитектурный институт поступили Вячесляв
Бутусов и Умецкий Дмитрий. И как раз Дмитрий Умецкий высказывал время от времени идею: а не создать ли рок-группу?.. Высказывал разным людям, один соратник у него был: Игорь Гончаров. Нужен был еще как минимум один... Тогда и стал Дима присматриваться к Бутусову. Так или иначе, в 82-м появилась
первая запись, сработали ее втроем плюс Андрей Макаров, студент курсом помладше
и звукооператор. Получился альбом, причем, без названия. "Группа из Промобщаги"
существовала, записалась, и все без названия.
Альбом был готов, оставалось заставить хоть кого-то из рокеров его послушать,
что было не так и просто. Разнообразие свердловской рок-н-ролльной жизни
сводилось в те времена к постному выбору между "Треком" и "Урфин Джюсом",
относившимися друг к другу, мягко говоря, прохладно. Первый являл собою
объединение герметичное, напоминавшее религиозную секту с уклоном в философию и
морализаторство... Оставался "УД", во главе которого стоял вездесущий и
всеобъемлющий Сан Саныч Пантыкин, и невзирая на прошлые встречи, добраться до
него было сложно.
До Пантыкина Бутусов все-таки добрался, и
тут выяснилось, что оба любят "Лед Цеппелин", это было в те времена волшебное
слово. Кроме того, выяснилось, что Слава с сотоварищами как раз закончили
запись. Вскоре Дима со Славой и портвейном явились к Пантыкину в гости. При них
была магнитофонная катушка, раскрашенная в лучших мальчишеских традициях "под
фирму", а на вкладке значилось: "Али-баба и сорок разбойников". Было ли это
группы название, либо название альбома, Пантыкин так и не понял. Однако, участие
в судьбе будущих "Наутилусов" принял самое горячее. В первую очередь тем, что
понес пленку по городу.
Отзывы были разные. В любом случае, их услышали. И сразу посоветовали сменить
барабанщика. Далее произошло событие незаметное, но
важность его недооценить трудно: первый разгон в будущем "НАУ".
На том же курсе учился высокий, строгий юноша Александр Зарубин.
Постепенно выяснилось, что он играл на барабанах и в школе, и в
армии. К нему-то
и подошел однажды Слава, позвал "попробовать". Зарубин согласился, вместе
отправились в студенческий клуб, едва взялись за инструменты, как вошел
Гончаров. Сел, молча посидел, послушал, подождал, когда кто-нибудь что-нибудь
ему объяснит, и ушел. Кстати, никто ему так впоследствии ничего и не
объяснил.
Примерно тогда же, осенью 82-го, пригласили в группу и Андрея Саднова, гитариста. И вскоре началась в клубе Арха методичная работа над новой программой, которую планировалось записать летом. Группа оформилась, хотя сразу было понятно, что группа эта – студенческая, институтская.
А. Пантыкин и "Переезд"
А пока была зима, и обсуждался Пантыкиным и Николаем Граховым, энтузиастом
рок-н-ролла, вопрос, кому ехать на рок-семинар. Пусть не сразу, но вспомнил Сан
Саныч про Славу: "Есть в Архитектурном коллектив, тоже "Лед Цеппелин" играет..."
Название "Лед Цеппелин" было паролем. Коля сказал: "Берем!"
Собственно
говоря, на семинаре ничего особенного не произошло, поскольку до такой степени
пьяные люди ничего особенного совершить не могут. Единственным подлинным
событием стало знакомство с будущим "Наутилусом". Молоденькие и неожиданно для
рокеров прилично одетые архитекторы всем моментально и окончательно
понравились
Тут же по возвращении
они и договорились с Пантыкиным о совместной записи альбома. Мэтр согласился, он
никогда не мог отказать себе в удовольствии стать кому-нибудь родным папой. А
формальным поводом для сотрудничества стала песня под названием "Ястребиная
свадьба", которую Слава просто не знал, как делать. Тогда наусы впервые встретились с Шурой
Полковником, который годами позже стал бессменным их звукорежиссером.
Тогда же появилось
название "Наутилус". Предложил его Андрей Макаров, который до того предложил и
не прижившегося "Али-бабу". Большого впечатления название ни на кого не произвело,
так что довольно долго им и пользовался только Макаров. И понемногу, коль другого
не было, "Наутилус" прижился сам собою.
"Переезд" вышел
чрезвычайно по манере разнообразным и неопределенным, но вышел. И мало кто его
услышал.
Агитки, крестьяне и первокурсники
Успехов особых не было, но к осени потребовалась институту агитка, дабы сеять культуру среди студенческих и крестьянских масс, а кандидатов, кроме "НАУ", не наблюдалось. Их поставили в известность, что нужно готовить программу, и тут же стало понятно, что под славины вещи заставить танцевать невозможно даже студентов на картошке. За несколько дней насобирали песенок типа "Опять от меня сбежала последняя электричка", аранжировали посмешней, а кроме того взяли в группу нового человека, Витю Комарова, более известного по прозванию "Пифа". Взяли клавишником, поскольку Пантыкин, игравший на модном по тем временам "препарированном пиано" произвел впечатление неизгладимое.Программу сдали кислой комиссии и отбыли в деревенское турне. В сопровождении девочек в черных трико, которые в первом отделении танцевали, и пары чтецов-шутников объехали по точкам несколько районов, программа с "электричками" скоро обкаталась, работали в деревенских клубах "для местных", на площадках для утомленных картошкой студентов.
По приезду из агитки выяснилось, что кому-то нужно играть теперь уже на вечере первокурсника, кандидатов, разумеется, не было, и у "Наутилуса" один из организаторов поинтересовался, нет ли в репертуаре чего-нибудь поинтересней "электричек". И ребята предложили свою программу. Репетировали наскоро, в клубной комнате, без вокала. Слава вообще не любил петь на репетициях, так что играли один инструментал. В первом отделении концерта выступала самодеятельность, у "НАУ" уже была некоторая известность, заработанная на колхозных полях.
Перед вторым отделением натянули на сцене и в зале какие-то сети, подкрасились и... скисли на первой же песне. Это был первый концерт студенческой группы "Наутилус" – он же оказался и последним: программа недоработанная, сырая, разученная без вокала, опыта никакого, и полный зал, первый большой зал в их жизни. Доигрывали "на автомате", публика прокисала на глазах. Слава повернулся к залу боком, носом в кулису, дотягивал кое-как, в "Ястребиной свадьбе" просто перестал петь.
С концерта уходили в настроении кошмарном. И были поражены, когда на следующий день в институте к ним подходили совсем незнакомые студенты и благодарили за новые песни...
Исчезновение
В некотором смысле, история студенческой группы "Наутилус" тем и кончилась: дело шло к дипломам, к выпускным экзаменам. Отчего будущее становилось неопределенным; группа исчезла, если не считать одного занимательного случая: их пригласили на ТВ. Даже не пригласили, а притащили "Урфин Джюсы", которых, в свою очередь, и правда пригласили в новогоднюю развлекательную программу, составленную из номеров студенческой самодеятельности. Так появился на свет Божий первый клип грядущего "Наутилуса" и – что действительно интересно
– состоялось первое деловое общение Славы Бутусова и Ильи Кормильцева. И... долгая, глухая пауза... Дипломы, военные лагеря, все закончилось само
собой. Больше всех такое положение дел не нравилось Умецкому. Уже в лагерях он
постоянно заводил разговор на тему: "Пора дело делать".
Одним словом, в июне месяце
все уже работали, Андрей Саднов выходил на диплом и был страшно занят, со
студенчеством было покончено.
Остальные члены
"Наутилуса" разъехались кто куда, а плюс еще семьи, забота о завтрашнем дне,
легкая неустроенность, и прочая, прочая, прочая...
"Невидимка"
Тут съездили Слава с Димой в Питер. Обратно оба приехали просто окрыленные, с горящими глазами. Очень может быть, поездка эта сыграла в их судьбе роль едва ли не решающую.В середине января 1985-го Слава с Димой решились окончательно, договорились с урфиновскими звукарями, с Ильей Кормильцевым, тогда владельцем единственной в Свердловске портативной студии, а в первых числах февраля неожиданно возникли в гостях у Вити Комарова, клавишника студенческих времен
. В середине февраля они уже сидели на квартире бывшего однокурсника Димы
Воробьева и записывали "Невидимку".
Точку поставили 8-го марта. Вечером наусовская
троица тайком сорвалась с записи, унося драгоценную пленку, и в общежитии
Архитектурного института состоялась неофициальная премьера. Дискотеками там
заведовал Андрей Макаров, к нему и обратились
9 марта состоялась вторая премьера, теперь уже официальная, с рокерами и портвейном. Там же, в квартире Димы Воробьева. И тут наусы отквитались за вчерашний холодок: маститые рокеры просто растерялись. И как-то неуверенно, постепенно набирая обороты, принялись хвалить "Наутилус", о котором еще вчера вспоминать не хотели!
"Наутилус Помпилиус"
В те же дни встала еще одна проблема: название. То, что группа вырвется за пределы Свердловска, стало ясно всем, но в те времена "Наутилусов" в стране насчитывалось от трех до девяти
. Выручил полиглот Кормильцев: "Наутилус" стал "Помпилиусом".Так само собой и получилось, что за каких-то несколько дней "НАУ" из полуобреченной некогда студенческой команды превратился в рок-группу, к тому же с оригинальным полулатинским названием и очевидной потенцией стать лучшей командой города.
Начиналась полоса долгих, нервных метаний, продолжавшаяся почти год. Для начала нужно было определиться со стихами. Вообще-то, тексты Слава сам писал, но сам же отдавал себе отчет в том, что с текстами у него не очень-то получалось. А мысль о том, чтобы пригласить в группу Илью Кормильцева, возникала в разговорах давно, еще в восемьдесят третьем.
Ветер перемен
Альбом все-таки записали, и "Наутилус Помпилиус" явился в свет. И
махры готовы были с наусами сотрудничать, но на вторых – для "НАУ" – ролях. И Слава с Димой, которым юношеской гордыни в те времена тоже было не занимать, мудро стерпели. Они пошли в "наймиты". Уже в мае 19 85-го они в качестве сессионных музыкантов работают в проекте Евгения Димова, бывшего руководителя и барабанщика группы "Трек", записывают с ним ультра металлический альбом под названием "Мост". Чуть позже, в июне-июле, тоже в качестве сессионников работают над записью альбома Егора Белкина "Около радио". В августе помогают Пантыкину записать музыку к спектаклю Свердловского ТЮЗа "Три пишем, два в уме".Но и в рамках "НАУ" двигались вперед: чуть не каждый день – репетиции, 1 июня состоялись первые гастроли в Челябинске
.В результате к осени неожиданно для махров оказалось, что "НАУ" – "в доску свои".Первый концерт и альбом, которого нет
26 октября состоялся первый "настоящий" концерт "Наутилуса" в Свердловске. Затеял его Володя Шахрин. Концерт был подпольный. Звук был плохой, свистело, музыканты начали бодро, но скоро скисли. Выступление вышло сырым, непродуманным... Зал орал, хлопал,свистел... Ушли с импровизированной сцены разбитыми, потом долго пили и огорчались.В последних числах ноября была предпринята последняя, отчаянная во всех отношениях акция: запись нового альбома, но дело не шло. Чтобы спасти положение позвали Андрея Макарова, тогда он и стал "своим" звукарем группы; альбом дописали, но после долгих обсуждений решили не выпускать.
Год 1986-й начался концертом, посвященным дню рождения Сан Саныча Пантыкина. К началу концерта и возник саксофонист Алексей Могилевский. Приехал он выступать с "Флагом", но что-то не срослось, тут и подскочили наусы. Могилевскому как бы просто предложили подудеть, а в результате остался он в группе на годы.
Концерт для "Наутилуса" прошел отлично, публика в зале доброжелательно веселилась, а ребята отчаянно веселились на сцене и вышли с явным желанием "мочить". Уже вчетвером.
Кстати, впоследствии, во время многочисленных кадровых пертурбаций, Слава брал в группу только профессионалов и, желательно, со специальным образованием. Барабанщики Алик Потапкин – музучилище; Володя Назимов – музучилище; Игорь Джавад-заде – экс-"Арсенал". Клавишник Алексей Палыч Хоменко – этот просто везде переиграл и некоторым музыкантам чуть ли не в отцы годился; гитарист, звукорежиссер, мультиинструменталист, вокалист и композитор Володя Елизаров годился в дяди... И так далее.
Лето, фестиваль и "Разлука"
Последняя отчаянная попытка зацепиться за цирковую тенденцию была предпринята на первом свердловском рок-фестивале, 20 июня 1986 года. Был почти триумф, было ощущение рок-н-ролльного братства, но все равно ребята уходили с концерта какие-то нервные. Больше в клоунском виде "НАУ" на сцене не показывался. Следующий их концерт состоялся пятого сентября того же 1986 года, и впервые перед публикой появились малоподвижные фигуры в псевдовоенной, псевдогусарской униформе.
Как бы то ни было, выступление на фестивале прошло удачно, наусов хвалили. Потом сели за запись. Альбом пошел, материал весь был наигран, недоставало разве что обрамления, которое появилось случайно. 4-го августа состоялась премьера "Разлуки". Скандал состоялся двумя днями позже, прибежал встрепанный президент рок-клуба Николай Грахов: "“Скованных” нельзя!" Начались судорожные переговоры, в результате которых решено было альбом распространять без "Скованных". Хотя “Скованные” все равно звучали, проворонили как-то власти…
Была очередная попойка на квартире Алексея Балаханова и предложил Слава спеть новую песню. Друзья согласились. Слава взял гитару и в довольно непривычной для себя манере стал петь:
"Я пытался уйти от любви,
Я брал острую бритву и правил себя...
Я укрылся в подвале, я резал
Кожаные ремни, стянувшие слабую грудь...
Я хочу быть с тобой..."
Песню друзья не оценили и отправили в мусорный ящик. Только через полгода, 3 мая 1987 года, "НАУ" впервые решились сыграть эту песенку, при этом чувствовали себя как-то неловко, робко интересовались у знакомых: "А тебе понравилось?.." На сей раз почему-то всем и поголовно понравилось. А они почему-то не очень уже всем верили...
1987 г. С песней по ступенькам
Почти сразу случился
фестиваль в Новосибирске, выступил "НАУ" отменно. А через день выяснилось, что
Алика Потапкина забирают в армию. Пришлось срочно уговаривать и вводить в
программу Володю "Зему" Назимова. Впереди маячили стены Москвы.
"НАУ" собирался брать Москву "всерьез и
надолго", въезд на белом коне планировался загодя, тщательно, с учетом прошлых
ошибок.
11 сентября открылся фестиваль в Подольске, знаменитый фестиваль, "ключи от
Москвы"... Концерт в Подольске стал едва ли не худшим за всю историю "НАУ".
Осенью – мощное выступление на
"Рок-панораме", первый подлинно московский концерт... И заведомо
успешный
…
1988 г. Грамота
Год начинался неплохо. То есть, хорошо. Даже отлично! "Наутилус" получил красивую бумагу следующего содержания: "“Московский комсомолец”. Грамота. НАГРАЖДАЕТСЯ группа "НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС", признанная по итогам 1987 года лучшим дебютом в читательском опросе "Звуковой дорожки". РЕДАКТОР ГАЗЕТЫ "МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ" – (подпись) (П. ГУСЕВ). ВЕДУЩИЙ "ЗВУКОВОЙ ДОРОЖКИ" – (подпись) (Д. ШАВЫРИН)".
Зато само собой случилось другое крупное знакомство: они попали в студию Кальянова, студию Пугачевой! И понемногу договорились до альбома.
"Казнь Тишины"
Они и уселись прямо в общежитской комнате творить новый альбом.
Туда же
пришла Алла Борисовна... И сама спела бэк-вокал в "Докторе твоего тела". Увы,
альбом это не спасло. Назывался он "Князь тишины". А на бутлегерских кассетах
почему-то значилось: "Казнь тишины".
Впоследствии на обложке альбома появился список состава: "Вячеслав Бутусов – вокал, гитара; Алексей Могилевский – саксофон, бэк-вокал; Алексей Хоменко, Виктор Комаров – клавиши; Владимир Елизаров – гитара, бас; Владимир Назимов – ударные". Дело в том, что Дима Умецкий поминается только в качестве соавтора слов "Прощального письма", в просторечии "Гуд бай, Америка"
Случилось все глупо до неправдоподобия: в первых числах февраля пришел Дима, и предъявил ультиматум: или принимаете мои требования, или я ухожу. Требования были не ахти какие, но и не слишком приемлемые: убрать Хоменко и Елизарова, оставаться в Москве, менять "крышу" вкупе с директорами, еще мелочи... Или он уйдет. Слава сказал: "Если ты все решил, уходи". И уговаривать не стал. Дима на такой разворот не рассчитывал, его должны, обязаны были уговаривать, пришлось молча уходить.
Срочно выписали из Свердловска Витю Алавацкого и, поскольку очередной концерт назначен был буквально на следующий день, посадили за пульт; Елизаров за ночь выучил всю программу на басу. Играли без Димы. Закончился январь 1988 года.
В начале марта Володя Назимов почти ушел, Калужский его вернул. К середине апреля "ушли" Калужский вкупе с Ханхалаевым. В то же время катилась бесконечная гастроль в Алма-Ате, работали с "Машиной времени", разогревали перед нею толпу... Тогда появился новый директор, Борис Агрест, которого все и до сих пор поминают добрым словом.
А с музыкой становилось все хуже, играть стало противно, музыканты
на чем свет стоит крыли Бутусова, Кормильцева, друг друга и всех фанатов чохом.
По самому крупному счету проблема была в том,
что в начале пути никто ни малейшего представления не имел о том, куда дорожка
приведет, шли скопом в одну сторону, а тут и началось.
Так вот: за лето 1988-го Бутусов
не написал ни одной песни. Вытаскивал старые из загашника, маялся, новых не
было.
Конец звездного состава
В августе выступали в Сочи, дежурные курортные концерты, парк Фрунзе. В какой-то там по счету раз уходил из группы Назимов, его возвращали, он опять уходил.
В сентябре – первая поездка за
рубеж, Финляндия. Выступали в кинотеатрах перед фильмом Марьяны Мюкконен "Серп и
гитара", только два концерта прошли в нормальных залах: один играли с
финской командой "Гидиапс", другой – в кафе в центре Хельсинки, где выступают гастролеры,
одни имена которых – почти легенда. Стены в кафе расписаны автографами на разных
языках. Слава написал: "Совки попали в засаду"...
Одним словом, гастроли вышли спокойные, практически
без происшествий, но с большим количеством нервов, истрепанных в
спорах-разговорах, в ругани.
Егор Белкин курил со Славой и размышлял – вслух, естественно – о том, не пришло ли время вернуть Диму. Слава слушал, слушал, пообещал по приезде в Москву с Димой переговорить, поехал к нему прямо с вокзала... И не вернулся.
1989 г. Снова вместе
Уходил в прошлое второй год славы. Не Бутусова, а просто "Наутилуса".
"НАУ" объявлен был лучшей группой Союза, в хит-парадах от него деваться было некуда, сами
хит-парады похожи были, как близнецы. "Группа года", Бутусов – лучший то композитор, то певец, а
то вдруг – к собственному немалому удивлению – даже и гитарист... Кормильцев
периодически оказывался лучшим поэтом-песенником, газеты пучило от "Наутилуса".
Которого
уже не было.
Были Слава и Дима.
Встретились,
засели дома у Димы, веселые от обретенного и обоим позарез необходимого
единства, назначали друг друга то "Художественным руководителем группы "Nautilus
Pompilius" (им стал Дима), то "Музыкальным руководителем" (Слава); пили чай,
обсуждали новый альбом. Вызвонили Пантыкина и решили работать уже втроем.
"Человек без имени" и будущего
Дима был поглощен организаторской деятельностью: мотался в Москву и обратно, выбивал деньги, договаривался. Ему слегка портило нервы то, что всякие спонсоры с ним разговаривали, однако на документах желали видеть подпись Бутусова. А на даче работали вдвоем Слава с Пантыкиным, писали аранжировки, наигрывали демонстрационную запись. Приезжал Дима, слушал и делал выводы. "Наутилус" к тому времени имел свою историю, уже были стонущие залы, пленки крутились чуть не в каждом доме...
К концу 1989-го вокруг имени "Nautilus Pompilius" витала таинственность,
ни поклонники, ни газетчики, а подчас и друзья не знали толком, что же
происходит.
Неприятности пошли "на спад", глухо отдаваясь
газетным эхом. Дошло до смешного: одновременно вышли статья в "Аргументах и
фактах", в которой Бутусов и Кормильцев делились будущими планами группы, и в
"Комсомолке", где сообщалось, что "Наутилус" окончательно распался, но скоро на
виниле появится альбом "Человек без имени". Не появился, не
дали...
1990 г. Второе дыхание наугад
Несмотря на то, что по итогам 1989-го года "Наутилус" занял второе место в хит-параде ТАСС, популярность группы начала идти на убыль. Для широких масс не осталось незамеченным то обстоятельство, что в течение целого сезона группа не дала ни одного живого концерта. Как следствие в итоговом хит-параде украинской "Молодой гвардии" "Наутилус" был назван "разочарованием года", а в "Московском комсомольце " разочарованием года- 2".
Тем временем ситуация внутри группы в очередной раз изменилась. На этот раз в лучшую сторону. Бутусов оперативно набирает новый состав, полностью состоящий из питерских и московских музыкантов: Игорь "Гога" Koпылов – бас, Александр Беляев – гитара, Игорь "Джавад" Джавад-заде – ударные.
В январе у группы появилась возможность записать несколько песен в Москве. К этому времени "Наутилус" успел отрепетировать с полдесятка композиций. Совсем свежие "Музыка на песке", "Как падший ангел", "Родившийся в эту ночь" и несколько старых – в частности, " Бриллиантовые дороги" и "Тихие игры". Они и были зафиксированы на пленку – с помощью еще одного музыканта "Арсенала'' Льва Орлова, подыгравшего группе на гармошке.
В феврале новый "Наутилус" дебютировал на фестивале в Восточном Берлине.
Меньше чем через месяц "Наутилус" приехал в Свердловск,
где дал три сольных концерта и принял участие в фестивале местного рок-клуба.
Новая программа охладила пыл публики не хуже ушата холодной воды.
Прогнозировать,
чего можно ожидать от такой группы в ближайшие недели или месяцы, пожалуй, не
мог никто. В этот самый момент на "Наутилус" обрушилось с небес приглашение в
Америку.
Russians are coming!
"Наутилус" получил приглашение не просто
выступить в Нью-Йорке, а принять участие в одном из самых крупных в мире
промоушн-мероприятий под названием "New Musical Seminar". Перед отъездом в
Америку группа дала несколько концертов в Прибалтике.
Включив в состав группы гитариста Егора Белкина,
"Наутилус" в середине июля вылетел в Нью-Йорк.
Концерт "Наутилуса" входил в программу семинара и должен
был состояться 18 июля в клубе "Kenny's Castaways", расположенном в богемном
районе Гринвич Виллидж, неподалеку от легендарного клуба "CBGB".
На следующий день группу пригласил выступить у себя в
клубе бывший менеджер "Yardbirds" по фамилии Гомельский.
Говорят, это был сказочный концерт,
возможно, лучший для нового состава "Наутилуса". На этом американская эпопея
группы была завершена.
"Наугад"
С
альбомом "Наугад" группе откровенно не повезло, причем не повезло во всех
отношениях. По контракту с
немецкой фирмой ее представитель Франк Остерланд взял на себя обязанности по
звукопродюсированию альбома. На средства "LRO Music" было выкуплено время на
студии "Телевизора" на Фонтанке, где в ноябре 1990-го года "Наутилус" начал
записывать новые песни. В принципе, еще до начала процесса было понятно, что
группа ввязалась в рискованное предприятие.
Песни, зафиксированные на Фонтанке, решено было "добить" для баланса фрагментом питерского концерта группы, записанного Андреем Макаровым. Сам магнитоальбом – с отксерокопированной обложкой, размноженный чуть ли не в домашних условиях, распространялся на кассетах.
Реакция прессы на "Наугад" и его виниловую версию была вполне предсказуемой. Альбом не приняли и раскритиковали как только сумели.
Не успел начаться тур, как стало известно, что группу покидает Джавад. Это
была серьезная потеря. Помимо того, что Джавад был одним из лидеров группы и,
пожалуй, самым профессиональным музыкантом "Наутилуса", он всегда умел создать в
коллективе доброжелательную атмосферу.
Последние выступления Джавада в
составе "Наутилуса" состоялись в конце февраля 1991-го года в Казани, когда все
четыре концерта он отыграл на одном дыхании.
Когда в группе стало известно об уходе
Джавада, Бутусов вспомнил о вернувшемся недавно из армии Алике Потапкине,
который, по слухам, находился в составе "Агаты Кристи". Действительно, Потапкин,
за плечами которого было не только музучилище, но и участие во взлете
"Наутилуса" 1986-87 годов в данный момент был необходим группе, как воздух.
И уже через несколько дней
Потапкин встретился с группой в Перми. Алик не видел "Наутилус" более трех лет,
и то, что он услышал, перевернуло его душу наизнанку: "Когда начался концерт, я
просто ничего не понял. На сцене куча гитар, стоит грохот, рев, Джавад колотит
по своей громадной барабанной кухне. После его очередного таджикского отвяза я
подумал: "Мама моя дорогая! Что же я буду делать?"
Пауза между концертами составляла десять
дней, за которые Потапкину нужно было заново разучить 22 песни.
3 марта, спустя чуть ли не четыре года, Потапкин
повторно дебютировал в составе "Наутилуса".
Этот тур
"Наутилуса" по Сибири состоял из 14 концертов в Омске, Новосибирске, Томске и
Красноярске. В конце тура Алик колошматил по барабанам так, словно он не покидал
группу со дня ее основания.
Строго говоря, запись на "Видеофильме" продолжалась с декабря
91-го по февраль 92-го года.
Одним из важных моментов при
подготовке альбома явилось желание Бутусова вернуться в отдельных фрагментах к клавишному
звуку. В отсутствие Могилевского все клавишные партии написал Потапкин – на
синтезаторе, одолженном у Андрея Муратова из "ДДТ". Он набpосал эскизы
фортепьянных проигрышей в "Иване Человекове", "Чужой земле" и "Прогулках по воде". Он
же сыграл их и на альбоме, наложив партию клавиш в самом конце, – даже после записи
вокала. Это были первые студийные эксперименты Потапкина не в качестве
барабанщика. Постепенно он становится вторым музыкальным центром "Наутилуса". Во
что это всё выльется, показали дальнейшие события, которые не заставили себя
долго ждать.
Уже в 1993 г. в группе начались размолвки. Илья Кормильцев ужасался состоянию “Наутилуса”, гитаристы пили, да и вообще… хаос. К маю 1993 года "Наутилус" удерживала вместе только необходимость отыграть юбилейные концерты и поездка в Израиль.
Выход "Титаника" был намечен на 28 апреля 1994 года. Переизданные летом и осенью 1993 года, "Разлука" и "Отбой" болтались в хит-парадах где-то в районе первой тройки ("Разлука" в течение июля и августа возглавляла чарты "Московского комсомольца"), да и потенциал "Титаника" особых сомнений не вызывал. Статуc, общественный рейтинг и перспективы группы в этот момент выглядели как никогда обнадеживающими. Одним словом, назревал прорыв. Пока сам компакт-диск печатался в Германии, генштабу группы надо было срочно решить ряд организационных вопросов, самыми актуальными из которых были поиски "директора в пиджаке" и равноценных замен Беляеву и Белкину.
Бутусов и Кормильцев рассматривали музыкантов,
претендовавших на место в основном составе. Картина получалась следующая:
1) На клавиши
сильно рвался Андрей Муратов, но ему предпочли Могилевского, который уже с
первых чисел марта приступил к репетициям.
2) На бас
рассматривалась кандидатура Сергея Галанина, но в итоге решили оставить
Копылова.
3) В очередной раз говорили о Пантыкине.
4) На место
лидер-гитариста Бутусов предлагал каких-то молодых питерских ребят, но в итогe решили
оставить Самойлова – с зыбкой формулировкой: "пока будет позволять "Агата Кристи".
На этом поиски оптимального состава модели "весна-94" были временно прекращены.
Сам же "Наутилус" с марта 1995-го года надолго залег на дно – на повестке дня
стоял вопрос о создании нового альбома группы .
После
окончательного отбора выяснилось, что альбом будет содержать только пять свежих композиций
– "Небо и трава", "Крылья", "Одинокая птица", "Дыхание" и "Живая вода".
Большинство остальных песен были написаны еще в период подготовки "Титаника", а
композиция "Золотое пятно" создавалась одновременно с "Бриллиантовыми дорогами".
Альбом создавался с февраля.
Кроме клавишных партий Могилевского, записанных на компьютер, все остальные инструменты писались "вживую". А все последующее сведение и микширование происходило на крупной студии питерского отделения "Европа Плюс".
С 8 марта по середину июня в наутилусовской студии происходила прописка треков, а в течение трех июльских недель 18 композиций были уже окончательно сведены. В конце августа Александр Пономарев отдал DAT –кассеты с несколькими песнями из "Крыльев" для трансляций по радио.
Дух экспериментаторства, охвативший группу во время презентации "Крыльев" и приведший к появлению на сцене симфонического оркестра, лебединых перьев и многоярусной конструкции, породил идею сделать акустическую программу – впервые за всю историю "НАУ". “Nautilus Pompilius” всегда был электрическим, и впервые готовился предстать перед народом в акустическом варианте. Этот эксперимент был в первую очередь интересен самим музыкантам и воспринимался как своего рода тест на профессионализм – в отсутствие электричества становится очевидно, кто чего стоит. Поэтому на создание новых аранжировок и вообще на подготовку к этой акции было потрачено немало и сил, и времени, и нервных клеток. Результатом оказались поистине триумфальные концерты, которые были на одном дыхании и с необычайным подъемом отыграны группой 1,2 и 3 марта в Москве перед бушующей "Горбушкой".
Отбирая материал для программы, Вячеслав Бутусов отказался от неизменных хитов вроде "Гуд бай, Америка" и "Я хочу быть с тобой", и решил воскресить песни, звучавшие некогда из всех окон в период повальной "наутилусомании" – "Рвать ткань", "Наша семья", "Просто быть", "Хлоп-хлоп", "Праздник общей беды" и незабвенного "Алена Делона" ("Взгляд с экрана"). Казалось, эти вещи уже никогда не прозвучат больше "живьем" со сцены – но на этот раз настал праздник для многочисленных поклонников "Наутилуса" конца 80-х.Начать концерт именно с них было мудрым психологическим ходом – уже с первой песни публика радостно включилась в происходящее на сцене. Начиная с "Алена Делона" и до конца концерта зал пел стройным и мощным хором вместе с Бутусовым, по временам заглушая группу, – которая выступала без электричества.
Вторым блоком программы unplugged, выстроенной по хронологическому принципу, стали композиции из альбомов начала 19 90-х – "Наугад" и "Чужая земля", далее следовали несколько песен из "Титаника" и "Крыльев". Принцип отбора был таким же и в этом случае – наряду с несколькими хитами, постоянно находившимися на слуху ("Прогулки по воде", "Утро Полины"), прозвучали раритетные номера – вроде "Музыки на песке", "Мне снилось, что..." или полузабытого "Ивана Человекова", которые обрели в акустике вторую жизнь и новое звучание. Завершающим номером стал "Тутанхамон" причудливо аранжированный в азиатском духе с тюркскими руладами саксофона.
1997 г. Конец
Этот год считается окончательной датой распада “Nautilus Pompilius”. Музыканты разбрелись кто куда: кто в бизнес, кто делать свои проекты. Группа прекратили свое существование, но песни ее остались. Да и поклонников не стало меньше.
2001 г. "Ю-Питер"
Вячеслав Бутусов после длительного молчания, сольной карьеры и сотрудничества с другими группами, создал и другую группу: “Ю-Питер”. В нее вошли Георгий Каспарян (гитарист группы “Кино”), Олег Сакмаров (играл в “Аквариуме”, а также входил в состав “Nautilius Pompilius”), Евгений Кулаков (барабанщик из группы “Пойманные Муравьеды”). Группа выпустила свой альбом и продолжает и сейчас существовать. Насколько я знаю, неплохо существовать :)
А Вячеслав Бутусов не забывает и о сольной карьере. Совсем недавно (осень 2003 г.) появилась его новая песня: “Пеcня идущего домой”.